Владимир Рыбич: «Тренерская карьера похожа на нашу жизнь — она тоже начинается с детства»

ribicНа Кубке им. Льва Бурчалкина сербский футбольный клуб «Бродарец» не сумел завоевать призовое место и стал в результате только восьмым. Встретившись в рамках турнира с «Динамо», «Локомотивом» и местным «Алмаз-Антеем», молодым футболистам из Сербии, к сожалению, так и не довелось почувствовать эйфорию от победы. Главный тренер ФК «Бродарец» Владимир Рыбич в эксклюзивном интервью рассказал о своем футбольном прошлом, о восхищении нашим городом и о том, почему его футболисты будут играть, как испанская «Барселона».

— Владимир, для Вас и вашей команды Кубок Бурчалкина — это первый турнир за границей?

— Вообще, нет. Однако первый, который проходит так далеко от дома, и в котором можно поиграть с самыми лучшими командами России. Я ни разу не встречал детские команды на таком профессиональном уровне. Мне было очень интересно понаблюдать за уровнем молодежного футбола здесь, в России.

— Как сейчас развивается футбол в Сербии?

— Сербия — маленькая страна, намного меньше, чем Россия. У нас проживает примерно 6 миллионов человек, но все они очень любят футбол, и самое главное — любят детский футбол. В нашей стране есть 4 региона, в каждом из которых существуют свои команды, регулярно тренирующиеся. Важнейший и центральный регион — это Белградский, где находятся самые лучшие коллективы Сербии. Также в нем есть и чемпионат — Высшая лига для детей 2003 года рождения. Ещё функционируют порядка 4-5 чемпионатов, которые проходят по системе — кто выиграет, тот и идет дальше. У нас люди и в правду, очень любят футбол.

— Расскажите немного о самом клубе «Бродарец»? 

— В последние 10 лет клуб сильно развивается, и самый важный акцент он делает в первую очередь на детский футбол. Команды 2001, 2002 и 2003 годов играют в высшем дивизионе чемпионата Сербии. Это говорит о том, что в нашем клубе к детскому футболу отношение очень серьезное. Сейчас это база для развития футболистов, которые потом попадут в первый состав команды.

— Будут ли у вашей команды ещё какие-либо турниры после Кубка Бурчалкина?

— Да, но я точно не знаю, относится ли это к команде 2003 года. Возможно, турниры будут  у другой возрастной группы. Однако мы с ребятами постоянно играем в чемпионате Сербии, сейчас нам осталось сыграть ещё 3 тура. Потом, думаю, возьмем паузу, пускай пацаны немного отдохнут. Обычно мы ездим на соревнования в страны, которые находятся возле нас – это Венгрия, Румыния, Хорватия и Словения. Оттуда к нам в Сербию тоже приезжают команды. Кубок Бурчалкина — это уникальный шанс для нас попробовать свои силы в борьбе с командами из России.

— Уже успели заметить какие-нибудь отличия между российскими и иностранными командами?

— Сразу бросается в глаза, что на поле играет воспитанники русской школы. Все игроки, даже самые молодые, физически сильные, поэтому с ними очень тяжело сражаться. Сербам как раз и не хватает этой силы. В детском футболе между игроками всегда существует большая разница: одни ребята созревают раньше, другие – позже. У нас в клубе есть практика: мы просто ждем, пока футболист, у которого, как нам кажется, есть талант, вырастет. Таких игроков лучше сразу выпускать на поле, пусть они получают неоценимый для себя опыт. А ожидание того момента, когда они будут физически готовы, занимает примерно 1-2 года.

— Можно ли назвать манеру игры сербских футболистов европейской?

— Отчасти, да. В Сербии очень любят техничный футбол, иногда даже больше, чем надо (смеется). Ведь, в зависимости от ситуации, команде может потребоваться, например, игра на результат или удержание счета. Конечно, стараемся равняться на то, как играет «Барселона». Так что воспитание техничных игроков – это, можно сказать, традиция нашего национального футбола.

— Расскажите немного о себе, как давно Вы занимаетесь тренерской деятельностью?

— Тренерской деятельностью занимаюсь не долго, пока только 4 года. До этого я сам играл в футбол в Сербии за клуб Высшей лиги «Чукарички Станком». Потом уехал на Украину, где провел 5 лет в киевском «Арсенале». Затем был Иран и казахстанский «Кайрат». Когда закончил свою карьеру, вновь оказался в Сербии. Еще, будучи игроком, понял, что, как тренеру, сначала нужно поработать с молодыми футболистами и получить необходимый опыт. Тренерская карьера похожа на нашу с вами жизнь, потому что она тоже начинается с детства. Однако, полагаю, что через несколько лет я всё же буду работать со взрослыми футбольными командами.

— Это ваш первый визит в Россию?

— Нет, раньше несколько раз был в Москве, однако в Санкт-Петербурге – впервые.

— Удалось посмотреть наш город?

— Мы были на экскурсии и очень удивились,  что здесь так много всего, на что можно посмотреть. А сколько здесь дворцов и музеев! Наверное, больше, чем в Вене. Каждый дом — отдельный музей. Одним словом, замечательный город! Ребята все очень довольны.

— Следят ли за успехами ваших ребят на родине?

— Конечно, да. Родители следят за новостями на Facebook. Так получилось, что мы приехали сюда на турнир, а в Сербии об этом написали очень многие газеты. К тому же, люди болеют и смотрят в интернете прямые трансляции. Я думаю, что в моем телефоне скоро появится очень много сообщений с вопросами: что да как.

— Какую-нибудь группу поддержки в Россию с собой привезли?

— К сожалению, нет. Все родители дома и смотрят матчи через интернет, но они в курсе, что происходит здесь. Думаю, они совсем и не волнуются, что ребята поехали в Россию без них. Это не первый раз, когда мы так выезжаем, и родители футболистов нам, тренерам, достаточно доверяют в этом вопросе.

— Играют ли у вас в команде не только сербы, но и, например, иностранцы?

— Подобная практика начинается чуть позже, пока же они маленькие, это сделать достаточно тяжело, поэтому каждый играет в своей команде. Между нашими сербскими клубами мы иногда меняемся игроками, но чтобы кто-то специально к нам приезжал, такого нет. Я считаю, что пока они молодые, это не работает. Кажется, даже закон такой есть у ФИФА, что если ты берешь молодого футболиста, то должен этот вопрос в первую очередь решить с родителями, ведь до 18 лет ребят нельзя так просто взять к себе в команду. Ну а если же клуб решился на это, то нужно найти жилье для всей семьи, обеспечить ребенку учебу и т.д. Так что сейчас в «Бродарце» играют только дети из Сербии, а точнее из Белграда и Нови-Сада.

— А вообще селекционная политика в отношении молодых игроков в вашем клубе действует?

— Сербия — маленькая страна, поэтому у нас нет таких условий, как, например, здесь, в России. Так что пригласить кого-либо из футболистов к нам сейчас весьма затруднительно, нам нечего им предложить. Однако чисто гипотетически это возможно. Я уже заметил на турнире 4 футболистов, которые могли бы пригодиться абсолютно любой команде, в том числе и нашей.

— Регламент турнира, когда игры проходят без перерыва три дня подряд, не выматывает футболистов?

— Мы прекрасно знали, что здесь будут именно такие правила. Я сам тоже понимал, что ребята не смогут проехать три тысячи километров и остаться здесь на 2 недели. У каждой команды есть свой чемпионат, где нельзя пропускать игры. Они все молодые ребята и поэтому быстро восстанавливаются. Хочется сказать, что для них это хороший опыт, и, думаю, футболисты получают большое удовольствие от того, что мы сюда приехали.

— Какие остались впечатления о Кубке Бурчалкина? Как оцените организацию, все ли нравится?  

— Хочу начать с того, что я был на многих турнирах, но, честно скажу, что это пока самый высокоорганизованный турнир, который я видел. Я сейчас не говорю про состав участников, так как на любые соревнования можно пригласить хорошие команды. Я говорю только об организации. Надеюсь, что это не последний раз, когда мы сюда приезжаем. Если организаторы провели такой хороший турнир, то думаю, каждый следующий Кубок будет ещё лучше. Конечно, если возможно сделать что-то лучше. Все футболисты чувствуют себя здесь, как дома.